Зоя Литвин, глава общественной организации «Освіторія», – настоящий новатор. Ее любовь к учебе и стремление помогать детям вылились в желание менять украинскую систему образования. Помимо занятий с детьми, Зоя активно работает и с учителями. Благодаря ее усилиям в Украине появилась престижная премия Global Teacher Prize Ukraine – награда, призванная поднять престиж учительской профессии в обществе.

Как вы пришли к идее создания проекта «Освіторія»?

 

Наша деятельность началась с обычного визита в детский интернат. Решили подарить деткам что-то практичное – получилось, что швейные машинки. Через месяц дети связались со мной и сказали, что все замечательно, только им некому преподавать. Так и стартовала первая программа «Освіторії» под названием «Перша професія». Мы приходим в интернаты, узнаем, чем интересуются дети и где они могут применить полученные навыки. Сейчас детки изучают крой и шитье, пошив и ремонт обуви, кулинарию и кондитерское мастерство, парикмахерское искусство, деревообработку, вязание.

 

Как дети относятся к учебе?

 

На самом деле не так много детей из интерната стремятся к высшему образованию. После 9 класса они часто идут в профтехучилища, но при этом показывают уровень умений, достойный диплома. Мне всегда казалось, что детей-сирот жизнь учит постоять за себя и они умеют все сами, но оказалось наоборот: например, в интернатах существуют санитарные нормы, и детей не допускают к процессу приготовления еды. Поэтому наша программа помогает им получить прикладные навыки. И даже если ребенок не выберет профессию кулинара, то сможет готовить для себя в университетском общежитии или в дальнейшей взрослой жизни.

 

Ваши проекты посвящены детям. Какую систему образования вы видите для них?

 

Наша задача – давать не книжные знания, а воспитать личность, которая завтра будет успешной. Я верю, что сейчас во многих индустриях высшее образование необязательно, особенно если оно плохого качества. Внедряя второй проект «Освіторії» – Новопечерскую школу – мы хотели сделать прецедент в отечественном образовании, такой себе «бенчмарк» (ориентир, эталон – прим. ред.). И у нас получилось: мы создали украинскую школу с преподаванием на родном языке, но при этом – инновационную и современную. В прошлом году уже отпраздновали первый выпуск. 

Наша задача – давать не книжные знания, а воспитать личность, которая завтра будет успешной.

Вы много общаетесь с детьми. Что они говорят, когда вы спрашиваете, кем они хотят быть, как видят себя и Украину в будущем?

 

У одного из выпускников я спросила, почему он не рассматривает для себя образование за рубежом, на что он ответил: «Я же не биологическая клеточка, я – человек, я могу что-то изменить здесь, а не искать, где мне будет комфортнее». Вот такое мышление мы и стремимся воспитывать у детей.

 

Чем отличается учебный процесс, который вы внедряете, от общепринятого?

 

Наши воспитанники не сидят весь день за партами лицом к доске со сложенными руками и не слушают пассивно учителя. У нас парты стоят либо по кругу, либо группами. Учебный процесс построен так, чтобы дети учились критически мыслить, анализировать, креативить. Креатив – это то, что невозможно автоматизировать, а потому – вдвойне ценно. Также мы учим деток работать в команде. Роль учителя в учебном процессе – посеять зерно познавательного интереса, представить тему и задать вопрос. А дальше дети сами должны договориться, распределить задачи между собой, обсудить тему и презентовать вывод другим ученикам. Учитель – уже давно не единственный источник знаний.

 

Поспевает ли украинское образование за стремительным развитием технологий?

 

Приведу такой пример. Моя сестра учится на педагога в Университете им. М. П. Драгоманова у тех же учителей, у которых училась ее мама больше 30 лет назад. И изучает то же самое, такие же предметы. Меня это ужасает, ведь в мире столько изменилось. Поэтому мы в своих проектах ориентируемся на зарубежный опыт, который более прогрессивен. Что нашему образованию сейчас нужно, так это прописать портрет ученика украинской школы на выходе. А теперь возникает вопрос: как же учить детей, исходя из новых реалий?

 

Выходит, что самим учителям придется учиться преподавать по-новому? Как этого достичь, ведь многие педагоги работают в школах десятки лет?

 

Нам нужно переформатировать учебные программы для педагогов. За один день этого не сделаешь, но вместе с Министерством образования уже разработана реформа для начальной школы «Нова школа». У учителей появится больше пространства для креатива. Но теперь их нужно перевести на новые стандарты обучения. Для этого мы проводим обучающие курсы и встречи с экспертами.

 

Опыт каких стран вы перенимаете для вдохновения?

В прошлом году мы ездили в Эстонию. Благодаря инвестициям их образование прогрессирует, но эстонский опыт особенно интересен, ведь у нас с этой страной общее советское прошлое. Рассматривали примеры Скандинавских стран – Финляндии и Швеции. Увидеть нужно как можно больше, но главное – понимать, что можно будет применить в нашей стране, а что – нет. Вот финны к нам территориально ближе, но ментально гораздо дальше. 98 % населения Финляндии – местные жители, которые там родились и живут. А вот Канада, на которую мы больше ориентируемся, – это страна людей с разной ментальностью: их образовательная система подходит и азиатам, и украинцам, и французам. 

То есть не каждый заграничный опыт можно внедрить в Украине?

 

Далеко не каждый. Я вообще против того, чтобы внедрять чей-то опыт. Я за то, чтобы ехать, смотреть и пробовать то, что подходит украинской душе. В других странах нашим учителям понравилось много идей, но на некоторые вещи они сказали: «Такое у нас не пройдет».

 

От каких идей вы отказались?

 

В Канаде образовательная система в нынешнем виде работает долго, и там существует другой формат общения с родителями. Любое новаторство со стороны школы родители воспринимают спокойно. У нас это пока не работает. С родителями нужно больше общаться, рассказывать, почему мы внедряем те или иные технологии. Кредит доверия еще не сформирован. А вот формат ухода от родительских собраний у нас работает отлично: родителям не нужно сидеть полтора часа в классе, слушая жалобы на каждого ребенка.

 

Почему вы решили привезти в Украину национальную премию Global Teacher Prize?

 

За последний год мы поняли, что нашим самым эффективным направлением будет работа с учителями. Чтобы внедрить изменения в украинскую систему образования, без учителей не обойтись. Global Teacher Prize Ukraine – это возможность поднять престиж профессии учителя в украинском обществе. 82  % опрошенных  учителей считают свою профессию недооцененной. И это правда. Одной премией проблемы не решить, но это шикарная возможность показать родителям учителей-новаторов, которыми мы гордимся. А для общества – это повод с улыбкой вспомнить любимого учителя. Мы даже запустили флешмоб на Facebook #респектуймовчителям. За сутки получили 700 постов на эту тему. Было приятно, когда Джамала вспомнила своих учителей, Оксана Забужко написала теплый пост.

 

Какая миссия этой награды?

Мы прославляем новаторов, которые преподают интерактивно, нестандартно, хотим вдохновить остальных учителей делать так же. А еще – это возможность для наших педагогов стать частью международного учительского сообщества. Что делает преподавателя эффективным? Первое – свобода в работе, возможность доносить детям информацию тем способом, которым он считает нужным. Иностранный язык можно преподавать в саду, математику – на спортивной площадке, историю – через музыку, не идя за традиционным планом урока. Второе – это профессионализм в своей сфере. Третье – обмен опытом с другими преподавателями. И премия Global Teacher Prize поможет в этом.

 

 

82 % опрошенных учителей считают свою профессию недооцененной. Благодаря премии Global Teacher Prize Ukraine украинцы узнают об учителях-новаторах, которые не боятся преподавать нестандартно.

 

 

Для вас идеальный учитель – кто он?

 

Прежде всего он должен любить работать с детьми, быть не над ними сверху, а быть с ними вместе на одном уровне. Он позволяет детям быть собой, уважает разницу в скорости обучения, мышлении, умеет слышать детей. Любой учитель – это ролевая модель, и прекрасно, когда он чем-то увлечен.

 

В вашей жизни были такие учителя, которые вдохновляли?

 

Слава богу, были, и даже несколько. Я недавно вспоминала свою учительницу по математике – пани Алину. У меня была математическая школа, а математика – иерархическая наука: немного пропустишь – и дальше будет сложно. Я пропустила, и стала отставать на уроках. Пани Алина пыталась найти подход, а потом придумала, что мы поставим школьный спектакль. Всем эта идея понравилась, но репетировать мы могли, только если решим задачи на уроках и сделаем домашнее задание. Из-за желания быть в этой театральной студии и играть там главную роль принцессы я была готова учить все. Так, шаг за шагом, я с легкостью наверстала упущенное.

 

Какое напутствие вы хотите дать учителям?

Не бояться открываться новым знаниям! Людям, которые не хотят учиться всю жизнь, не место в сфере образования. Нынешние дети будут овладевать профессиями, о которых мы еще не знаем. Но учителя всегда должны будут взращивать в каждом ученике любовь к учебе. Дети – это всего 15 % нашего населения, но 100 % нашего будущего. Поэтому образование – главная перспектива.